Валентин Аполлонович Гримм

Какой он был? Скромный, не любил помпы, актерства в жизни. Кто его не знал, мог бы сказать о нем, что по театру ходит угрюмый человек, и только глаза с лукавинкой выдавали его натуру. Он не любил поклоны, не любил принимать цветы. Длинный, худой, ироничный, он всегда был душой общества. Хорошо пел романсы. Знал прекрасно поэзию. Как характерный артист любил на сцене крайности, гротеск, преувеличения, но никогда не позволял себе перейти ту грань, за которой может наступить банальность или пошлость. Он очень любил актеров. Но никогда не боялся сказать своему коллеге порой весьма горькие, но справедливые слова. Даровитый во всем, он многое понимал и чувствовал верно. Ленский, Веризов, Берлянд – да все режиссеры доверяли ему в комедии, зная, что лучше, чем он, смешнее, чем он, никто не придумает.

 

Игорь Юрьевич Войнаровский

Он был, как говорят, артистом от бога и разворачивался на сцене во всю свою недюжинную силу. Прекрасный артист, заботливый и нежный муж, чуткий партнер и хороший человек. Простак – по амплуа, который в оперетте держится цепко, обаятельный Бони, остроумный Фальк и т.п., актер не хотел быть на сцене только милым, элегантным, заразительным. Он всегда хотел быть человеком определенным, о котором, по выражению К.С. Станиславского, можно было бы сказать: «Этот». Человек со своей неповторимой судьбой, пусть даже драмой. Хотя старая оперетта признавала только благополучный финал, и Игорь Юрьевич во многих ролях был не революционером, но реформатором.

 

Марина Богатова

В «Севастопольском вальсе», «Акулине», «Веселой войне», в музыкальной комедии «Дарю тебе любовь» и других спектаклях нашего театра Марина Богатова создавала характеры, не похожие ни на один другой. Были спектакли, в которых она играла даже по нескольку разнохарактерных ролей: в «Акулине», например, — Лизу и Настю, В «цыгане-премьере» — Юльчу и Шари. Ей были доступны и лирика, и комедийность, и высокая патетика. Ее героини — земные, понятные, сердечные — вместе с тем подняты над мелочной суетой быта, они всегда живут большими, «главными» для человека мыслями и чувствами.

Николай Леонидович Энбе

Этого маленького статиста, такого смешного и трогательного, публика отметила очень быстро. Его появления ждали, ему горячо аплодировали, а после спектакля вызывали наравне с ведущими актерами. Мало кто знал его имя: в 1936 году имена статистов обозначали лишь инициалами. Инициалы Николая Борисова и выкрикивала публика, неистово хлопая: «Эн-Бе! Эн-Бе!..» До конца своих дней в качестве фамилии он и оставил это буквенное сочетание. Теплота и человечность, составлявшие характерную особенность юмора Энбе, всегда шли к зрительскому сердцу кратчайшим путем. Не случайно Энбе больше всего запомнился в ролях «маленьких людей»: Солопия Черевика в «Сорочинской ярмарке», бухгалтера Ельцова «На берегу Амура», сторожа Шило из «Соловьиного сада»…

 

Серафим Александрович Попов

Главным образом этот артист был занят в тех ролях, где важна была отличная внешность, умение держаться на сцене и внутренняя основательность. Критики неизменно отмечали у Попова сдержанные манеры, ровную спокойную речь, выдававшие в нем человека исключительной выдержки и самообладания. С.А Попов был очень впечатляющим Назаром Думой в «Свадьбе в Малиновке», оказался незаменим в ролях морских офицеров… Самому же Попову всегда хотелось сыграть необычный характер, не похожий на все остальные. Один из самых ярких обаров, созданных актером, был образ Елпидифора, слуги графа Кутайсова, в оперетте Н. Стрельникова «Холопка». Как десятый, так и пятидесятый сезон Серафим Александрович встретил на сцене родного театра.

 

 

Петр Петрович Кисленко

За многие годы работы в нашем театре Петр Петрович спел почти все ведущие партии для баритона. Своим сильным голосом с красивой окраской и широким диапазоном он создавал свой сценический образ. Мужественными красками был обрисован Дмитрий Аверин из «Севастопольского вальса» с его суровой сдержанностью. Драматизм старого Пали Рача из «Цыгана-премьера» был совсем иной природа. А вот крупный, плечистый, но добрый и чистый Глеб Глебыч в спектакле «Дарю тебе любовь» вообще ничем не напоминал этих героев. В зале смеялись, аплодировали, и это было выражением сердечной симпатии. Высокая вокальная культура артиста была воспитала в нем не одними годами учебы в консерватории. Петр Петрович очень много работал самостоятельно.

 

Зоя Владимировна Федоровская

Любая характерная актриса оперетты хотела бы сыграть тетю Дину из «Севастопольского вальса» К. Листова. Почему? Интересный характер. Если разобраться — даже героический. Эту роль посчастливилось играть Зое Владимировне Федоровской, впрочем, как и множество других: Гапусю в «Свадьбе в малиновке», Хиврю в «Сорочинской ярмарке», Марфу в «Вас ждут друзья…» всего и не перечислишь.

 

 

 

Сергей Георгиевич Моргулис

В те уже далекие времена, когда оперетта куда более цепко держалась за свои извечные амплуа, Сергей Георгиевич Моргулис был великолепным «фрачным героем». Это способствовали и выигрышная внешность, и красивый баритон, и сценическая сдержанность, и внутренний аристократизм артиста. Актерские возможности Моргулиса вряд ли могли до конца раскрыться в опереттах типа «Баядеры» или «Жрицы огня». Когда на опереточную сцену все более уверенно двинулся новый герой — современник, перестройка оказалась тяжелой для многих актеров старой опереточной школы. Очень трудно было и Моргулису. Однако он не сдавался. И если роли простых рабочих парней не очень удавались «фрачному герою», то много нашлось в советских опереттах такого, что дало выход творческому потенциалу этого артиста.

 

Николай Дмитриевич Молчанов

заслуженный артист РСФСР

Внешние данные молодого Молчанова, работавшего в нашем театре едва ли не со дня его основания, были на редкость завидными. Хороший рост, выразительное лицо, врожденная импозантность, красивый голос с бархатистыми низами… — что еще, кажется, нужно «герою»? Но и Джим из «Роз-Мари», и граф Данила из «Веселой вдовы» были не только красивы, они привлекали своей внутренней значительностью, умом, естественность речи, наконец, — органичным чувством человеческого достоинства. В этих ролях Молчанов был значительно выше материала. Вот это умение обогатить пьесу, извлечь из нее гораздо больше, чем содержится, и было тем драгоценнейшим качеством, которое служило хорошую службу этому артисту на всем его долгом творческом пути.

 

Алексей Сергеевич Закаткин

заслуженный артист РСФСР

 

Иногда говорили, что А.С. Закаткин гораздо меньше играет в спектакле, чем поет. Что ж, он действительно, был в первую очередь певец, и в этом качестве неизменно завоевывал симпатии и внимание зрителей и критики. Сильный красивый голос, мужественность и простота привлекали в исполнении этого артиста. Он создавал образ прежде всего вокальными средствами, поэтому всегда был наиболее интересен в большом музыкальном спектакле.

 

Галина Николаевна Епифанова

заслуженная артистка РСФСР

В Хабаровск Галина Николаевна приехала уже сложившейся артисткой, но за годы работы в нашем театре ее светлое дарование засверкало искрами большого мастерства. Образы, созданные ею, очень разнообразны, потому что Епифановой по ее возможностям, ее таланту, можно было играть почти все: и глубоко лирическую Тоню в «Белой акации» И. Дунаевского, и озорную колхозницу Таню в оперетте «Вас ждут друзья…» В. Белица, и даже вольноопределяющегося Марози в кальмановских «Осенних маневрах». Образы, созданные этой великолепной артисткой, всегда были свежи и поэтичны, полны искрометной жизнерадостности и обаяния юности.

 

Григорий Иванович Доре

заслуженный артист РСФСР

Этот артист заметно выделялся в составе труппы театра. По амплуа — «фрачный простак», а на деле — актер очень широких возможностей. Григорию Ивановичу повально подражали столь же единодушно, сколь и безуспешно. Доре не был высок и строен, но и лицо его вовсе не было красивым; однако в глазах светился тонкий и лукавый ум. Кого бы не играл Доре, в его героях всегда светился ироничный, прищурившийся человек. Как большая творческая удача была отмечена прессой, например, его работа в музыкальной комедии «Табачный капитан» (роль Петра I). Позже творческая биография Григория Ивановича продолжилась в одном из лучших театров страны — Московском театре сатиры.

 

Анна Васильевна Грибкова

заслуженная артистка РФСФР

У этого необычного гусара были ясные, как озера, глаза. Старстно, смело отстаивал он перед полководцем Кутузовым свое право отдать жизнь за Родину. А.В Грибкова, игравшая в «Голубом гусаре» Шуру Азарову, умела быть высокопатетической, не впадая в пафос. Яркая выразительность Грибковой раскрывалась в каждом спектакле, в котором она играла. Несколько лет подряд Анна Васильевна вела в театре весь репертуар — не только советский, но и классический, в котором также играла с большой увлеченностью. Прекрасное лирико-драматическое сопрано актрисы позволило театру даже ставить оперы с ее участием — «Паяцев» Леонкавалло, «Запорожца за Дунаем» Гулак-Артемовского.

Лидия Петровна Горич

Эта блистательная артистка прожила в искусстве большую жизнь. Начинала еще в частной антрепризе, играла в драме, выступала как певица; много ездила по России. В Хабаровске она появилась в 1938 году — актрисой уже почти с 30-летним творческим опытом, но не слишком им удовлетворенной. На нашей сцене она играла характерные роли (в прежние времена это называлось амплуа комической старухи). И вот в такие-то годы, когда многие начинаю подводить итоги, Лидия Петровна обрела себя. Эти двадцать лет, что она проработала в нашем театре, были настоящим расцветом ее таланта.

 

Валентина Николаевна Рекова

заслуженная артистка РСФСР

Штраусовскую «Летучую мышь», поставленную режиссером Д.Г. Митиным, старые актеры вспоминают до сих пор. Ярко, изобретательно поставленная, она не сходила со сцены нашего театра в течение 10 лет! В спектакле был прекрасный актерский ансамбль, и центре его — очаровательная Розалинда, которую играла Рекова. Валентина Николаевна всегда была очень женственна и изящна — для венской оперетты это была незаменимая актриса. Пластика ее не была одним только даром природы. Артистка специально занималась балетом. Уже известной и любимой в Хабаровске актрисой, она нисколько не стеснялась выходить в спектаклях, где не была занята, в составе кордебалета. В Хабаровск Рекова приехала в 1939 году из Ростова. Первая же ее роль — в оперетте «на берегу амура» — завоевала ей безоговорочные симпатии зрителей.

Наум Павлович Нальский

Хабаровские зрители очень любили Нальского. Обычно спектакли, в которых он играл, заканчивались позже обычного: зрители так смеялись над его номерами, так долго аплодировали и вызывали... А на концертах, когда их вел Нальский, вообще было трудно предугадать события. Наум Павлович, не только конферировал, — у него было обыкновение еще и разговаривать со зрителями на всякие житейские темы. Это нравилось и ему, и зрителям. Остроумные шутки, вопросы и ответы перелетали из зала на сцену и обратно, создавая атмосферу острую, веселую и увлекательно. Наум Павлович был типичным актером старой опереточной школы — но блистательным актером! Трюки, импровизация, умелая подача реприз и острот… — это был та самая опереточная методика, которой он владел в совершенстве.

Зеля Петровна Гримм-Кислицына

Народная артистка Зеля Петровна Гримм-Кислицына всегда стремилась соответствовать: и когда выходила на сцену, и когда возглавляла Хабаровскую организацию Союза театральных деятелей, и когда представляла театр на гастролях, и в министерских кабинетах на самом высоком уровне. В любой обстановке она была к месту и в том месте. И даже когда ее суждения не совпадали с большинством и она шла поперек всех, не была лишена шарма. Она первая — и только. Первая — она. Ей были свойственны простодушие и завоевательство. Сложный характер яркой индивидуальности.

Читать полностью...

Юлий Изакинович Гриншпун

Гипнотизер, режиссер, философ, музыкант, драматург, поэт, свободно мыслящий человек и «парадоксов друг». Его мозг постоянно работал. Он сочинял, придумывал, разыгрывал, ставил. И его всегда было мало. Он умел все. О театре знал все. Понимал, мог больше других, лучше других. Человеку с такой ошеломляющей харизмой невозможно было сопротивляться. Артисты быстро восприняли его режиссерскую магию, порой чисто интуитивно. Это потребовало колоссального напряжения, чувств, эмоций. Все, что касалось музыки, в его интерпретации было бесспорным. Гриншпун умел привести исполнителя в состояние сильнейшего нервного перевозбуждения, задействовать зоны подсознания. До самой премьеры, до последней минуты перед выходом на сцену, он снова и снова настраивал артиста перед игрой.

Читать далее...

 

Игорь Константинович Ипатов

 Главный дирижер театра Ипатов был живым сердцем театра и города. Легендой золотого века оперетты. Он был замечательным музыкантом, наставником и педагогом. Уникально одаренным человеком широкой натуры. Мудрецом философской глубины. Ипатов олицетворял духовную элиту своего времени, сохранив до зрелого возраста детскую непосредственность, умение чувствовать настоящее и думать о будущем. Он приходил на репетицию минимум за полчаса. Садился за пульт, просматривал ноты, все сверял. Молниеносно мог переписать партитуру по памяти с одной партии на другую в случае отсутствия музыканта. А его выступления на творческих встречах в Доме актера были окрашены блеском остроумия и эрудиции.

Читать далее...

 

Павленко Владлен Вячеславович

Ведущий мастер сцены. Актерская природа В. Павленко уникальна как абсолютный слух и поэтический дар. Он с легкостью перевоплощается в любой сценический образ. Артист приковывает внимание и вызывает восторг зрителей умением смотреть на своего героя как бы со стороны, пародируя особенности и слабости человеческого характера в образах: Тони «Мистер Икс»,  Гарольд «Брак по-американски»,  Никош «Веселая вдова», Паскуале «Аристократы поневоле», Бесомыка «Девичий переполох», Аркадий Дзюбин  «Два бойца», Граф Альмавива «Фигаро здесь!». Артист  играет много и в разных жанрах: роли простаков, лирических и водевильных героев, гротесковые и фарсовые типажи. На сцене царит удивительный мастер, умеющий балансировать на грани циркового трюка и лирической исповедальности.  Выдержанный, скромный, непритязательный, несмотря на высокое положение в театре. С достоинством существует в актерской профессии, предан театру всей душой.

Подробнее

Беда Алексей Ефимович

Ведущий мастер сцены. Артист яркого  комедийного дарования и обаяния: пластичный, непосредственный, смешной, узнаваемый, с красивым сильным оперным голосом. Ему по плечу серьезные вокальные партии. С  высоким мастерством и фантазией играет  роли: Пеликан «Мистер Икс», Рудольфо «Струны любви», Гаэтано «Аристократы поневоле», Ламар «Не верь глазам своим», Кромон «Веселая вдова», Кукин «Девичий переполох», Пью "Призрак старого пирата", Дядя Леша "Волга-Волга. В спектакле «Самолет Вани Чонкина» с блеском играет небольшую, но такую яркую и узнаваемую роль Старшины. Получила широкое признание его работа в комической опере «Галатея», зрители полюбили Пигмалиона-Беду в этом спектакле. Необычайна его популярность в детских сказках. Особенный восторг у детей вызывает каждый выход артиста в образе Граммофона в балетной сказке «Муха-Цокотуха». Умеет играть острохарактерные, драматические, лирические, гротесковые роли. Любит партнеров и сцену, владеет даром перевоплощения.

Подробнее

Разенков Сергей Алексеевич

Родился в 1957 г. В г. Челябинске.

- 1981 г. - дирижерско-хоровой факультет Уральской государственной консерватории им. М.Мусоргского.

- 1988 г. - факультет оперно-симфонического дирижирования  Уральской государственной консерватории им. М.Мусоргского, класс профессора, народного артиста РСФСР М.И. Павермана.

1987 - 1991 г. - дирижер Челябинского государственного театра оперы и балета им. М.И. Глинки

1991 - 1992 г. - главный дирижер Государственного музыкального театра Карелии (г. Петрозаводск)

1994 - 2005 - главный дирижер Государственного театра оперы и балета Удмурдской республики (г. Ижевск): 22 осуществленные постановки, программы симфонической музыки.

2005 - 2009 - главный дирижер Государственного театра оперы и балета РС(Я) (г. Якутск). Постановки: опера «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, балет «Принцесса Луны» Ш. Каллоша, опера Дж. Верди «Травиата» в новой сценической версии, возобновление оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Риголетто» Дж. Верди, «Дон Жуан (в Голливуде)» В. А. Моцарта.

Подробнее

Он торопился жить...

25 февраля 2014 года ушел из жизни заслуженный работник культуры, главный художник музыкального театра, умный, веселый человек Андрей Валерьевич Непомнящий. Ему исполнился только 51 год.

Он торопился жить. Не жалел себя. Спешил. Мало отдыхал. Многое сделал, но сколько бы еще смог. Он как-будто чувствовал – беречься у него нет времени. Любил и был предан душой театру, семье, сыну, своим друзьям. Но, всегда, при любых обстоятельствах оставался художником...

Подробнее

Валентина Соловых

«Мне кажется, я пела еще до своего рождения…»

Светлана ФУРСОВА

 

В августе 2007 года пришла весть о трагической кончине известной в городе артистки Валентине Соловых: она погибла в своей квартире во время пожара. Сгорела подобно звезде, которая пролетела по небосводу, рассыпав огненные искры.

Обстоятельства этой гибели до сих пор темны и не выяснены. Говорят, на следующий день из фойе театра, где актриса работала, таинственным образом исчез ее портрет.

Подробнее

Он был аристократом на сцене

Константин Степанович Аркадьев

1929-1999

16 мая, 16 лет назад мы прощались с корифеем хабаровского театра К.С. Аркадьевым. За 20 лет в театре он оставил о себе хорошую память. Сам артист, он обожал артистов. Именно в те моменты, когда у них было не все благополучно в творчестве, когда кто-то из них находился в простое, он подставлял свое плечо и приглашал в свои спектакли…

Подробнее

Светлый талант

Мысливчик Наталья Александровна

годы жизни 1956 - 2013

Когда сегодня смотришь спектакли «Ханума», «Бабий бунт», «Аристократы поневоле» ловишь себя на мысли, что не хватает на сцене Натальи Мысливчик. Домовитой и рассудительной Текле, артистичной Беттины, озорной Дуняшки, гротесковой Насти. Спектакли идут, а ее уже нет.

В 1979 году она пришла в театр артисткой хора. А в 1991 году была переведена в актерский цех. Типичная судьба в музыкальном театре, если есть способности. Наталья Мысливчик легко прошла путь из хора в персонаж. Успешно сыграв обворожительную Иоланту в оперетте Ф. Легара «Цыганская любовь», завоевала признание партнеров по сцене навсегда. У нее был сильный голос, редкой красоты звучания, полетности, чувственности. Поэтому сложную партию Анины в опере Дж. Травиата доверили ей. На фестивале «Звезды дальневосточной сцены-1995» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» была отмечена Наталья Мысливчик.

Как правило, она играла героинь светлых, одухотворенных, радостных. Чувство полета, распахнутости перед жизнью, естественность, пластичность – все это было свойственно и самой Наташе. Ее любимые спектакли: «Стакан воды», «О бедном гусаре замолвите слово», «Любовь всегда загадка», «Черевички для любимой», «Самолет Вани Чонкина». А с каким теплом, изяществом, детской непосредственностью она играла сказки, будто для них была создана. Маленькая, всегда юная, обаятельная, ее по праву называли лучшей Золушкой, Белоснежкой, Красной шапочкой. Она умела дружить, любить, творчески много работать. Когда у нее получалось, буквально скакала на одной ножки от радости.

Нам дорога память о тебе. Мы всегда будем помнить твою улыбку, щемящую нежность трепетной артистки и хорошего человека.